16 марта в ЦОДе компании Selectel, предоставляющей услуги хостинга, в том числе для серверов социальной сети “Вконтакте” произошел пожар. По данным C-News площадь пожара составила не менее пятидесяти квадратных метров. Это дало нам повод поговорить с Павлом Чернобровом, директором по развитию компании ATLEX.Ru о правилах противопожарной безопасности в дата-центрах.
Павел, расскажите об основных причинах возникновения пожаров в ЦОДах?
Я уверен, что сегодня основная причина возгорания в помещениях таких совершенных в техническом отношении объектов инфраструктуры, как дата-центры, кроется не в тех или иных “железках”, а в людях. И ситуация с пожаром в Selectel только подтверждает это. Пользуясь случаем, хочу выразить искренние соболезнования коллегам и пожелать скорейшего возвращения в строй пострадавшего оборудования с минимальными потерями данных пользователей “Вконтакте” и других клиентов ЦОДа.
Что можно сделать для того, чтобы уменьшить риски возникновения пожара?
Мы придерживаемся пяти простых правил:
- Наши площадки и площадки наших партнеров оборудованы системами газового пожаротушения. В том случае, если ЧП все-таки произошло, наличие такого оборудования позволяет минимизировать потери как пользовательских данных, так и материальных активов клиентов. Для справки: большинство американских коллег используют обычную воду для тушения очагов возгорания в ДЦ. Таким образом оборудование, попавшее в зону тушения пожара, гарантированно приходит в негодность. И клиентам предлагается самостоятельно решать вопросы со страховой компанией для того, чтобы компенсировать убытки.
- Мы используем системы раннего обнаружения пожара и различные датчики, фиксирующие изменение температуры оборудования, наличие дыма в помещении и другие тревожные симптомы.
- Кроме того, наши специалисты службы технической поддержки каждый день совершают обход серверных залов с тепловизором наперевес. Они контролируют все ключевые шкафы, предохранители AVR, вплоть до распределительных элементов и шкафов до стоек включительно. Таким образом можно а) заранее обнаружить зоны риска, б) не допустить пропадания электропитания.
- Нами разработаны жесткие регламенты поведения в серверных залах. В этих документах описано, в том числе, что именно клиенты могут оставлять в серверных стойках, а что нет. Например, категорически запрещено оставлять в стойках элементы упаковки, ящики и т.п. Их даже запрещено проносить в серверные залы. Неукоснительное следование этим регламентам - обязательное требование к персоналу нашей компании и сотрудникам клиентов, имеющих доступ в залы.
- Для распаковки оборудования предусмотрены специальные помещения.
О чем в первую очередь следует думать при планировании мер противопожарной безопасности дата-центра?
И снова я отвечу волшебным списком из пяти пунктов:
- Необходимо обеспечение бесперебойности работы оборудования. Независимо от того, с какими сложностями сталкивается хостер, “шоу должно продолжаться”, пользователи вообще не должны знать о наших проблемах.
- Крайне важно заранее озаботиться резервированием маршрутов кабелей: как “информационных”, так и электрических. Это позволит не прекращать работу даже в том случае, если один из маршрутов поврежден огнем.
- Исходя из этих же соображений следует обеспечить независимость электрических установок: источники бесперебойного питания не должны стоять в одном месте, но должны быть рассредоточены по разным помещениям.
- Разработка правил и норм противопожарной безопасности и регламентов поведения персонала в случае возникновения пожара - очевидный и очень важный шаг. Также как строжайший контроль за соблюдением этих правил.
- Внедрение инструментов мониторинга состояния оборудования и систематические тренировки сотрудников, призванные довести до автоматизма их реакции в случае ЧП. Например, наши партнеры в Чехии, компания Host-Telecom, договариваются со службой пожарной охраны, согласовывают с ними сценарии учений и проводят тренировочные тревоги, чтобы не только сотрудники дата-центров, но и бойцы пожарной охраны были готовы правильно и быстро реагировать на сигнал тревоги, поступивший из ЦОДа.
Желаем всем коллегам успешной профилактики, дисциплинированных сотрудников и ответственных клиентов. Не горите на работе!
Комментарии