В марте 2017 г. в Праге прошел отборочный тур чемпионата инноваторов Startup World Cup, на котором побывал наш партнер, Илья Стечкин, эксперт по маркетингу высокотехнологичных компаний. Подробнее об этом событии мы рассказывали журналу "Технологии защиты" в материале "Startup World Cup: кибербезопасность как поле для стартапов".
Выяснилось, что американские инвесторы не настаивают на релокации европейского бизнеса. Более того, они отмечают, что "только сумасшедший будет физически каждый раз переносить бизнес в ту страну, где собирается продавать товары или услуги" (Крис Барри, сопредседатель совета директоров фонда US-MAC).
Стоят в сторонке, платочки в руках теребят
Примечательно, что Россия не участвовала в SWC. Поэтому главным образом (и не только из патриотических соображений) нас заинтересовал вопрос, почему мы не представили ни одного проекта? Не может же быть, что в огромной стране нет достойного начинания? Очевидно, дело в другом. Попробуем разобраться в истинных причинах.
В своем болоте и лягушка поет
С введением санкций со стороны США, стран Евросоюза, "Большой семерки" и др. в России укрепилась идея создания идеальной стратегии импортозамещения. И, несмотря на то, что первые ограничения в 2014 году коснулись только ключевых секторов российской экономики, в связи с дальнейшим развитием событий чиновниками был указан курс на импортозамещение и в сфере информационных технологий.
Надо сказать, что, если речь идет, предположим, о сельском хозяйстве, то прожить без Америки и Европы — можно. Конечно, возникают определенные сложности с торговлей, но тем не менее, судя по заполненным прилавкам магазинов, нашего опыта хватает, чтобы развивать производство внутри страны.
Чего не скажешь об информационных технологиях. Мы в значительной степени отстаем в развитии от других стран. Одна из причин этому — зарегулированность российского рынка (о разного рода абсурдных предложениях чиновников и оттоке иностранных инвестиций из страны вы можете прочитать в наших материалах "Мы обречены: "Налог на Google" или очередная провокация" и "Как поставить крест на развитии бизнеса"). В таких условиях российские разработчики не то, что не могут быть конкурентоспособными на мировом рынке, но и создать качественные аналоги зарубежных продуктов для внутреннего пользования пока не в состоянии.
Когда мы говорим об ИТ, географические рамки должны стираться, а все политические распри затихать (кстати, на вопрос Ильи организаторам мероприятия, как бы они отнеслись к российским проектам, они, кроме шуток, в голос отвечали: "Встретили бы как родных!"). Сегодня лидирует та страна, для которой цифровое будущее уже стало настоящим. К сожалению, это пока не про нас. Добровольно отказываться от поездок за границу, где у молодых предпринимателей есть возможность обменяться опытом, а у российских стартаперов — ещё и посмотреть на чужие ошибки, как минимум, чтобы их не повторять (потому что мы все еще позади), — преступление.
Не исключено, что, апеллируя к советскому прошлому, кто-то скажет: такие мероприятия организуют для того, чтобы забрать к себе наши лучшие кадры. Отнюдь, уже упомянутый выше Крис Барри объяснил, что цель инвесторов — найти интересные проекты и дать им возможность масштабироваться — открыть дорогу в Кремниевую долину, при этом не требуя уходить с европейского (наверное, требуется уточнение, в нашем случае — российского) рынка.
Кстати, Кен Сингер, управляющий директор Центра предпринимательства и технологии в Беркли, считает, что основная проблема российских стартаперов — страх допустить ошибку. Это, говорит он, обусловлено богатой российской историей, где после эпохальных потрясений каждое следующее поколение учило своих детей, что переждать — всегда лучше, чем идти на риск. Стабильность как стиль жизни заложена в менталитете российских граждан где-то на генетическом уровне. Но в стартапах, как и в любом бизнесе, так не получится. Здесь надо быть смелым и амбициозным.
А у нас — инвестиции и разработчики! А у вас?
Выслушав аргументы Кена Сингера относительно того, почему европейским стартапам стоит двигаться в сторону американского рынка, Илья предложил Кену объяснить, зачем европейцам вообще оставаться на родине, если Кремниевая долина — законодательница ИТ-моды?
Однако, обсуждение пошло несколько в другом русле. Кен рассказал о специфике взаимодействия инвесторов со стартаперами в США и Европе. Американцы не жалеют денег на молодые проекты, часто — еще не сформированные до уровня полноценных компаний. О европейской расчетливости слагают легенды — европеец хочет знать, во что он инвестирует, зачем и что он за это получит в результате, — поэтому вкладываться принято в уже в более-менее сформировавшийся бизнес.
В обеих локациях, тем не менее, есть традиция: если ты крупная рыба и видишь перспективный стартап, сделай его своей добычей — выкупи вместе со специалистами, иначе рискуешь в будущем нажить себе конкурента. Но, по мнению эксперта, в Европе на это идут неохотно и чаще из страха.
Куда в итоге расти?
Витек Шуберт, управляющий партнер чешского бизнес-акселератора UP21 все-таки рассказал Илье, почему с концами переезжать в США европейскому бизнесу не стоит. Один из аргументов — жизнь в той же Чехии намного дешевле, чем в Америке (кстати, именно поэтому сегодня мы можем наблюдать миграцию "кремниевых" ИТ-специалистов за пределы долины). Что еще может стать веской причиной не сжигать мостов, а также — что поможет российским стартаперам выйти на мировой рынок, — читайте в материале Ильи Стечкина "Размышления по итогам Startup World Cup: почему европейским стартапам имеет смысла оставаться на родине?". Специально для Forbes.
Кстати, в ближайшее время стартует второй пражский этап Startup World Cup.
Комментарии